Участники социокультурного образовательного проекта «Дедушки и бабушки. Рисуем вместе!», который реализуется арт-студией «Синяя птица» (педагог Светлана Кожохина), 11 февраля стали экскурсантами на первой в Ярославле выставке «Загадки нидерландской живописи XVII века. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика» из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Подростки арт-студии «Синяя птица» и взрослые участники проекта познакомились с увлекательной и сложной философией произведений старых нидерландских живописцев — их сложной образной семантикой. Она не всегда ясна с первого взгляда человеку XXI века, но была хорошо понятна современникам художников XVII столетия. В Голландии издавались книги с эмлематикой, в них рассказывалось, как трактовать каждый образ. Чем начитаннее был человек, тем легче ему было общаться с искусством.
XVII век — время расцвета портретного жанра в Голландии и Фландрии. Эпоха Возрождения прошла, а интерес к личности человека остался и даже стал еще пристальнее. Были созданы многочисленные групповые и семейные портреты, которые включали в себя изображения всех домочадцев, детей и напоминали сложные жанровые картины.
Художники располагали свои модели в непринужденных позах. Часто на картине выстроены мизансцены как на театральной сцене. Иногда модели играют на музыкальных инструментах, иногда просто позируют художнику. Семейные группы располагаются на фоне пейзажа или в интерьере, костюмы прописаны удивительно тщательно. При этом материальность передачи тканей не мешает восприятию лиц, их уникальности и своеобразия. Развивался жанр детского портрета, изображения детей стали более непринужденными, свободными, возле детей изображались цветы или животные.
Картина Стена Яна «Веселое общество. Легко нажито. Легко тратится» вызвала особый интерес наших экскурсантов. Обоняние, осязание, зрение, вкус и слух — пять органов чувств, образно представленных в данном полотне, нарочито вынесены к вниманию зрителей. Подростки и взрослые участники сразу же уловили образовательные и поучительные мотивы данного произведения искусства.
И, пожалуй, самое главное — нидерландская живопись, представленная на выставке, вызвавшая много споров и неподдельный интерес при прочтении, очень способствовала объединению разных поколений и поиску общности в восприятии искусства.